Позиционирование на рынке b2b: правила позиционирования с учётом рыночной модели взаимоотношений pozicionorovaie-na-rinke-b2b

позиционирование на рынке b2b

Удачное позиционирвание бренда предприятия в головах потребителей означает создание четкой ассоциации бренда производителя с основными мотивами и выгодами лица, принимающего решение о покупке.
Главное в эффективном позиционировании - это суметь разместиться в максимально мотивационной части мыслей покупателя, ищущего компанию у которой можно купить технический продукт.
Предприятия, работающие в сфере b2b бизнеса, часто позиционируются осознающими значимость своей продукции для бизнеса потребителя, смело заявляя, что их продукция увеличивает прибыль клиента.
Особенности моделей рынка, классифицированных по субъектам.
В принципе, это верное утверждение. Но, чтобы оно приносило свои плоды в виде увеличения продаж технической продукции, надо детально рассмотреть мотивацию лиц, принимающих решение о покупке технических товаров в секторе b2b для более эффективного воздействия на сознание покупателей би ту би сектора при принятии решений о покупке товара у конкретного производителя.
В секторе би-ту-би решение о покупке могут принимать разные лица, имеющие разный статус и, соответственно, различную логическую цепочку рассуждений и личную мотивацию. Это зависит:
- от размера бизнеса: окончательное решение о покупке могут принимать и первые лица, и специалисты по закупкам, и технические специалисты - непосредственные пользователи продукции. У каждой группы свои интересы.
- от специализации, например, для нефтедобытчиков качество работы буровых установок непосредственно влияет на эффективность бизнеса, а для строителей - это дополнительный инструмент,
- от технической сложности продукции, особенно такой, которая выполняется на заказ, например, подшипники диаметром в 3 метра,
- от доходности предприятия покупателя, так как чем меньше доходов у предприятия, тем оно меньше может выделить средств на покупку технического товара, соответственно, при окончательном принятии решения о такой покупке, будет задействовано больше лиц, влияющих на принятие решения о покупке, будет рассмотрено больше альтернативных вариантов.
Анализ логики влияния на прибыль должен быть четко обоснован:
- самая низкая цена, например, на буровую установку или другой технический товар,
- самый надёжный агрегат, который не сломается ни в каком случае,
- самый инновационный прибор, который имеет множество современных функций и способен заменить целый набор смежных приборов.
Прямая логика рассуждения технического специалиста, принимающего решение, например, о поиске и покупке буровой установки (лицу, принимающему решение о покупке какого-либо технического товара, придется откатывать эту логику, в своем сознании, назад):
- нужен агрегат для бурения отверстий в земле, чтобы можно было быстро строить сваи, этот агрегат должен безотказно работать,
- быстрее построим сваи, быстрее сдадим объект,
- быстрее сдадим объект (быстрее начнем продавать квартиры), быстрее получим деньги, рассчитаемся по долгам и получим прибыль.
Именно с помощью анализа такой логической цепочки рассуждения потребителей, маркетологи рекомендуют встраивать в создание покупателя миссию компании, нацеленную на полное соответствие связи его интересов с предлагаемым продуктом.
Особенности рассуждений собственников бизнеса, принимающих решение о покупке техничного товара:
1. если бизнес небольшой, например, по бурению скважин на воду, то безотказная работа буровой установки является обязательным условием для получения прибыли, поэтому в коммерческом предложении, направленном данной целевой аудитории покупателей, целесообразно непосредственно связывать высокую прибыльность бизнеса покупателя с покупкой именно этого технического товара,
2. если бизнес относительно крупный, например, связанный со строительством объектов инфраструктуры, где буровая установка является одним из средств производств, наряду с башенными кранами, экскаваторами, то буровая установка не является ключевым звеном в технологической цепочке производства, имеющей прямое, непосредственное влияние на получение прибыли, но, на повышение издержек она может повлиять в разных аспектах, например:
- из-за своей высокой стоимости, тогда таким покупателям целесообразно делать коммерческие предложения, во-первых, со скидками, во-вторых, подчеркивающее низкие эксплуатационные расходы,
- из-за неожиданных простоев вследствии аварий, поломок и других непредвиденных обстоятельств, поэтому в коммерческое предложение необходимо включать информацию о высоком икачестве изделия, о его надёжности, о гарантиях при его использовании, о доступных сервисных услугах.
Надо обязательно оценивать место продукта в системе их бизнеса, например:
- если бизнес маленький и собственник зарабатывает бурением скважин на воду с помощью буровых установок, то она непосредственно влияет на их прибыль
- если бизнес строительный и с использованием буровых установок делают скважины для свай и других объектов инфраструктуры, то буровые установки косвенно, через несколько логических цепочек потенциальный покупатель связывает буровые установки с влиянием на увеличение прибыли.
Не менее важно понимать мотивацию лиц, не являющимся собственниками бизнеса, но, принимающими решение о покупке технического товара, как правило, это:
- специалисты узкого инженерно-технического профиля, настолько специфического, что покупку технически сложного товара им проще осуществить самим, чем делегировать ответственность отделу снабжения. У таких лиц мотивация связана с возможностями использования этого товара. Как правило, больше всего данные лица обращают внимание на работоспособность товара и на его расширенные функциональные возможности, на цену товара они обращают внимание, как правило, в рамках согласования бюджета. Такие покупатели могут купить и очень дорогой продукт, если эффективно обосновать его применение и им выделят соответствующий бюджет.
- специалисты отдела снабжения, которые по заявке от конечных пользователей этой продукции, стараются купить самый оптимальный вариант по цене и качеству. Их мотивация заключения в том, чтобы продукт был недорогой (не более, чем в рамках запланировано бюджета), соответствовал техническим требованиям, имел гарантии и был работоспособным.
В проекте, обещание повысить прибыль разбудит сознание любого руководителя компании, которое начнет анализировать и сопоставлять покупку данного технического товара со своими бизнес процессами.
Владельцы бизнеса не откажутся от экономии на покупке буровой установки, поэтому на них можно эффективно воздействовать обещанием скидок.
позиционирвание на рынке b2b