Рынок проектных услуг: структура, развитие, прогнозы и перспективы рынка работ по проектированию

рынок проектных услуг

Рынок проектных услуг - это совокупность отношений обмена услуг по проектированию на деньги (либо другие услуги или товарно-материальные ценности, кредитные или отсроченные обязательства) между поставщиками проектных услуг и их покупателями.
Продавцами на рынке проектных услуг выступают проектные компании.
В качестве покупателей могут быть любые заказчики, которым необходим проект для согласования и строительства какого-либо объекта.

особенности позиционирования на рынке проектных услуг

Правильное позиционирование проектной организации в глазах потенциальных клиентов позволит регулярно получать заказы на проектные услуги. В частности, для этого необходимо обеспечить глубокую, продуманную проработку следующих аспектов:
- отраслевая специализация, гарантирующая получение наиболее оптимального проектного решения, высокое качество готового проекта, без ошибок и доработок,
- понимание инвестиционных целей и перспективных планов заказчика, ориентированного на поиск самого выгодного варианта исполнения готового, современного объекта, способного максимально быстро обеспечить возврат инвестиций и принести высокую прибыль,
- строгое обеспечение соблюдения коммерческой тайны, так как многие заказчики принимают все меры защиты от конкурентов и способы их опережения, поэтому проектировщик, имеющий полный доступ к организации производства заказчика, обязан сохранять его коммерческую тайну.

управление прибыльностью в зависимости от этапа цикла экономического развития

Рынок проектных услуг крайне чувствителен к стадиям состояния экономики, в которых находится экономическая жизнь страны и мира, в целом: подъем, спад, страгнация, кризис.
В период спада количество заказов проектных услуг резко снижается, поэтому в данное время нужно:
- расширять специализацию проектной компании, предлагая непрофильные проектные услуги,
- искать и брать на реализацию крупные государственные заказы, которые появляются как мера по поддержанию кризисной экономики,
В период экономического подъёма, роста количество заказов на проектные услуги резко врастает, из-за того, что, как только у производителей и/или продавцов товаров появляется прибыль, которую можно инвестировать в бизнес, они, почти, сразу же начинают инвестировать в собственное развитие, в том числе:
- производители начинают модернизировать старые или строить новые дополнительные производственные мощности, чтобы успеть обеспечить возросший спрос на их продукцию,
- многие продавцы начинают создавать свои производственные мощности по производству наиболее востребованных видов продукции.
Чтобы максимально стабилизировать деятельность проектной компании, можно использовать один из эффективных инструментов продвижения проектной продукции - информационный портал проектных услуг.
Портал проектных услуг предназначен для сбора информации о проектах, на котором:
- заказчики могут, что называется, "в одно окно", разместить заказ на проектирование,
- проектировщики размещают весь спектр проектных услуг, которые способны оказать.
Владелец проектного портала, при должном уровне его развития, получает следующие возможности:
- при нехватки проектных работ, он всегда имеет доступ к базе данных проектов,
- в случае избыточных проектных работ, на портале можно быстро найти квалифицированных соисполнителей и/или исполнителей.
Для обеспечения авторитетности портала его руководителем назначается лицо, имеющее высокую подверженную квалификацию, например: доктор или кандидат наук в проектной или экономической сфере.

сегментирование рынка проектных услуг

Сегментирование рынка проектных услуг целесообразно проводить по следующим критериям:
1. отраслевая специализация проектной организации:
- компании, осуществляющие промышленное проектирование,
- компании, специализирующиеся на проектировании отраслевых объектов,
2. комплексность проектирования:
- небольшие проектные организации, выполняющие отдельные проектные работы или проектирование небольших объектов,
- проектные компании, осуществляющие проектирование по всем стадиям, необходимых для строительства объекта,
- управляющие компании, представляющие из себя проектно-инжиниринговые организации, которые, кроме разработки всего комплекса проектной-сметных документов на всех этапах строительства, выполняют функции по поиску, заказу, покупке, поставке оборудования, полностью сопровождают строительство и монтаж объекта до готово состояния,
- компании, создающие объект "под ключ" (EPC - компании), осуществляющие все стадии проектрования, строительства, покупки и монтажа оборудования и сдачи готового объекта в эксплуатацию.

прогноз развития рынка проектных услуг

Прогнозирование изменений на рынке проектных услуг и проектной отрасли необходимо осуществлять в следующих аспектах:
1. прогноз досрочного экономического развития отраслей перспективных заказчиков для своевременной подготовки нативных и продающих информационных предложений, для подготовки необходимой проектной базы, мониторинга инновационных технологий,
2. прогнозирование новых конкурентоспособных проектно-технологических решений, имеющих самую высокую привлекательность на существующем рынке, например:
- проектирование крупных промышленных объектов с возможностью вариабельно изменять объем выпуска свой продукции, в зависимости от состояния спроса, рассчитанных для работы в максимальном (в период экономического роста) и минимальном (в период экономического кризиса) режимах,
- проектирование мобильных модульных предприятий (на колесах), чрезвычайно гибких, рассчитанных на перемещение в самые перспективные места производства, например: перемещение ближе к источнику сырья за 24 часа, если кончаются запасы на старом месте, либо к рынку сбыта с возросшим спросом.
рынок проектных услуг