Признаки обмана во франчайзинге. Псевдофраншизы

Псевдофраншизы

Франчайзинговый формат бизнеса является одним из самых эффективных, современных, востребованных бизнес-форматов и приносит свои плоды как франчайзерам, так и франчайзи.
Особенно привлекательным этот формат является для начинающих предпринимателей, желающих быстрее, проще и безопаснее приобрести своей бизнес. Однако, будущих франчайзи на пути приобретения собственного бизнеса подстерегают не только нормальные, эффективные, прибыльные франшизы, но и псевдофраншизы, за счет которых зарабатывают псевдофранчайзеры, особенно, если покупать не известные франшизы, типа Макдональдс или Пятерочка, а новые, только что появившиеся, инновационные, уникальные франшизы малых форматов.
Поэтому для покупателей франшиз встает очень актуальный и сложный вопрос, а как же распознать псевдофраншизу?

Как отличить псевдофраншизу?


Практика покупки псевдофраншиз и анализ мнений обманутых франчайзи позволила выявить несколько признаков обмана, когда вам пытаются продать псевдофраншизу.

Признаки псевдофраншиз:

- непропорциональный паушальный взнос, в сравнении с роялти и инвестициями, выдает псевдофраншизу. Дело в том, что, доходы псевдофранчайзеров складываются из паушальных взносов псевдофраншиз, поэтому они стараются можно дороже и как можно быстрее продать псевдофраншизу, так как после того, как раскрывается обман, псевдофранчайзеры, как правило, исчезают.
Реальные франчайзеры, при продаже франшизы, могут даже дать рассрочку на выплату паушального взноса, а псевдофранчайзеры стараются сразу же и как можно быстрее получить паушальный взнос и исчезнуть.

Практика показывает, что стоимость паушального взноса составляет примерно 20-25% от всех инвестиционных вложений, которые нужно будет вложить франчайзи для открытия бизнеса по франшизе, поэтому если размер паушального взноса превышает 25%, то стоит очень тщательно проверить и перепроверить франчайзера, так как велика вероятность, что вам предлагают купить псевдофраншизу.

- слишком много положительных отзывов по франшизе при полном отсутствии или минимальном количестве незначительных отрицательных отзывов - это повод задуматься о том, что перед вами может быть псевдофраншиза. Написание продолжительных отзывов является одним из методов продвижения своей франшизы по сети интернет, поэтому таким способом, - распространение продолжительных отзывов, пользуются все - и реальные франчайзеры и псевдофранчайзеры. Однако, если у франчайзера есть реальные бывшие и существующие франчайзи, то они обязательно будут чем-то недовольны, учитывая, что при работе по франшизе существуют достаточно веские недостатки, особенно для людей с активным, предприимчивым характером. Практическая статистика показывает, что на 4-5 положительных отзывов о реальной франшизе, приходится один отрицательный. Таким образом, если вы находите о франшизе только положительные отзывы - это повод задуматься и проанализировать не является ли предлагаемая франшизы псевдофраншизой.

- отсутствие новостей компании франчайзера- это признак псевдофраншизы. Любая работающая компания публикует о своей деятельности новости в интернет-пространстве, особенно компании-франчайзеров, формирующие бренд в головах потребителей, которые потом продают по франшизе, поэтому если таких новостей вы не находите, то не стоит связываться с таким франчайзером. Также не стоит связываться с франчайзером, который не проявляет медийных активности за последние 2, 3 месяца, так как такой франчайзер, возможно, уже банкротится и пытается продать все, что только могут купить, в том числе, франшизу, которая исчезнет вместе с банкротством.

- отсутствие презентаций по франшизе - признак псевдофраншизы или начинающего франчайзера. Опытные франчайзеров, когда объявляют о продажах франшиз, всего имеют уже готовую презентацию франшизы, прайсы и другие предварительные информационные материалы, чтобы сразу же послать всю информацию заинтересованное франчайзи, поэтому если вы запросили у потенциального франчайзера информацию, а он ее присылает только через несколько дней, то нужно задуматься, что это за франчайзер, реально ли он работает, имеет ли он опыт работы с франчайзи. Если франчайзер присылает информацию, но в очень ограниченных объемах, то это может быть признаком псевдофраншизы, так как опытные франчайзеры стараются заранее подробно объяснить потенциальным франчайзи с чем им придется столкнуться, потому, что заинтересованы в своих, фактически, партнерах,у которых есть желание и возможности работать в предложенной области.

- отсутствие реальных франчайзи, с которыми можете связаться и узнать продолжение дел, вероятнее всего, является явным признаком псевдофраншизы.

Обман во франчайзинге


Кроме псевдофраншиз, потенциальных франчайзи подстерегают некачественные, сырые, недоработанные франшизы, которые больше пользы приносят не франчайзи, а франчайзеру. Поэтому, чтобы не рисковать, стоит своевременно выявлять и обходить таких недобросовестных франчайзеров.

Признаки таких недобросовестных франшиз вы можете выявить если:

- посетите работающие предприятия по франшизам, где вы на месте сможете узнать обстановку, понять проблемы, посмотреть бизнес, выявить настроение работающих франчайзи.

- узнаете у франчайзера, сколько у него есть собственных представительств и филиалов, а сколько франчайзинговых предприятий, так как отсутствие своих удаленных точек является признаком того, что франшизы бизнеса обкатываются не на своих реальных представительствах, а на действующих франчайзи, что создает им лишние проблемы и затруднения и такая бизнес модель франшизы, скорее всего, можно быть неудачной, особенно для первых франчайзи.

- внимательно прочитаете условия договора, особенно в пунктах, посвященных штрафом санкциям, пеням за нарушение условий работы по франшизе, дополнительным платежам, так как источником доходов франчайзера являются как раз платежи от франчайзи. Также стоит внимательно прочитать условия расторжения договора.

- обязательно сами или с помощью эксперта, проверите все обещанные франчайзером финансовые показатели.
обман во франчайзинге